Основная общеобразовательная программа основного общего образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Аккредитация
- Государственная № 6786 (29.05.2018 - 29.05.2030)
Язык(–и) на которых осуществляется обучение
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Русский язык
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (базовый уровень), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ 17 декабря 2010 года № 1897; с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577; на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по русскому языку для 5–9 классов и авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016).
Цели и задачи изучения предмета
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
§ воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
§ совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
§ развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
§ формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
§ формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено познавательно-практической направленностью предмета и возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Развитие речи обучающихся осуществляется в трех направлениях:
§ овладение нормами русского литературного языка;
§ обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
§ формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности обучающихся.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Формы, методы, технологии обучения
В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме с элементами личностно-ориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок-зачет, урок контроля и коррекции знаний. Для реализации программы учителем могут быть использованы различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный и др. Предусмотрено и использование современных педагогических технологий, таких как развитие критического мышления через чтение и письмо, проектное обучение, развивающее обучение, ИКТ в преподавании русского языка.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль качества усвоения учебного материала предусмотрен в виде текущей аттестации (поурочная, четвертная, годовая), контрольных работ, диктантов, сочинений, изложений. При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
§ диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, свободный, словарно-орфографический);
§ тесты;
§ изложения (подробное, выборочное, сжатое);
§ списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
§ сочинения разных жанров и типов речи (повествование, описание, рассуждение);
§ комплексный анализ текста;
§ сообщения на лингвистическую тему.
Проверяются и оцениваются следующие результаты обучения:
§ речевые умения и навыки;
§ умение выполнять разнообразные виды анализа на основе имеющихся лингвистических знаний;
§ умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и
пунктуационных норм;
§ умение создавать текст того или иного стиля, типа речи, жанра.
-
Литература
Программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов основного общего образования составлена на основе:
· примерной программы по литературе: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2014.
· учебного плана МКОУ «Дубкинская СОШ им.Н.Салимханова».
Направленность программы: общеобразовательная.
Уровень изучения учебного материала: базовый.
Срок освоения программы - 5 лет.
Цели реализации программы
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.
В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.
Объект изучения в учебной деятельности − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.
-
Математика
Рабочая программа составлена на основе:
-федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
- основной образовательной программой ООО МКОУ ДСОШ
-с учетом базисного учебного плана МКОУ ДСОШ
-перечня учебников
- данная программа ориентирована на использование учебников: Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда «Математика 5 класс» (М.: Мнемозина .), Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С.Чеснокова, С.И.Шварцбурда «Математика 6 класс» (М.: Мнемозина), Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова и др. «Алгебра7класс» (М.: Просвещение), Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова и др. «Алгебра 8класс» (М.: Просвещение), Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова и др. «Алгебра 9класс» (М.: Просвещение), Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – М.: Просвещение.
Планируемые результаты изучения курса математика
Изучение математики направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, , социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
-первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- независимость и критичность мышления;
-воля и настойчивость в достижении цели.
Практики
-
Практика
ФГОС основного общего образования нацеливает учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности, что требует рассмотреть вопросы, связанные с выполнением практической части образовательных программ. Кроме того, при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитываются сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно- познавательных задач.
Практика учителей подтверждает вывод о том, что традиционные инструктивные карточки (планы-задания и аналогичные дидактические материалы) для проведения практических работ экономят время на уроке, облегчают учителю процесс проведения работы. Главным недостатком их является то что обучающиеся являются пассивными исполнителями инструкции следовательно, они не участвуют в целеполагании, планировании выполнения работы отборе источников информации. Стандарт ставит перед учителями задачу формирования компетентностной личности, владеющей универсальными способами учебной деятельности, информационно-коммуникационными технологиями и нацеленной на саморазвитие. Указанные недостатки препятствуют реализации компетентностного подхода, достижению целей и задач Стандарта.
Исходя из этого цель практических работ - создать условия для развития компетентностнои личности обучающегося (т.е. умеющей получать, осваивать и применять информацию, полученную как самостоятельно, так и в процессе совместной деятельности).
- создать условия для достижения обучающимися программных предметных и метапредметных результатов;
- способствовать развитию предметных и метапредметных способов учебной деятельности по получению информации из разнообразных источников, ее обработке, анализу; презентации и самооценке результата;
- способствовать развитию компетенций продуктивной совместной деятельности и других личностных результатов.
Практические работы являются одним из приемов организации образовательной деятельности обучающихся, что определяет принятый в дидактике подход к методике его реализации: постановка учебной задачи - организация деятельности обучающихся - проверка результатов - рефлексия
Системно-деятельностный подход позволяет детализировать традиционную методику с позиций управленческого цикла, сделать ее более доступной педагогам, технологичной и, следовательно, более эффективной. Под управлением в данном случае мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого результата, который определяется содержанием образовательной программы (т.е. выполнив практическую работу, обучающийся должен достигнуть совершенно конкретных образовательных результатов). Управленческий цикл определяет алгоритм деятельности учителя по проведению практической работы (или любого другого приема организации образовательной деятельности обучающихся), представленный в таблице 1.
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
В соответствии со ст.16 Федерального
закона «Об образовании в РФ» в МКОУ «Дубкинская СОШ им.Н.Салимханова»
осуществляется реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников.
При
реализации образовательных программ начального общего образования иосновного
общего образования в соответствии с рабочими программами в МКОУ «Дубкинская СОШ
им.Н.Салимханова» используются элементы электронного обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При
реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий обеспечивается защита сведений, составляющих
государственную или иную охраняемую законом тайну.
Формы учебной деятельности с применением ДОТ, используемые в образовательном
процессе, отражаются педагогами в рабочих программах:
- лекция,
- консультация,
- семинар,
- практическое
занятие,
- лабораторная
работа.
Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные
формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа
с электронным учебником;
- просмотр
видеолекций;
- прослушивание
аудиокурсов;
- компьютерное
тестирование;
- изучение
учебных и методических материалов.
В период длительного отсутствия
обучающегося в школе по уважительной причине имеется возможность
консультирования через электронный дневник, электронную почту, посредством
Skype.